В 2021-2022 учебном году в КГКП «Ясли-сад «Улыбка» проводилась работа инновационной площадки согласно плана.
Тема: «Развитие творческих способностей детей 4-5 лет через медиапроектную деятельность»
Цель: Создание условий для развития творческих способностей детей 4-5 лет через медиапроектную деятельность.
Задачи:
- Познакомить педагогов и родителей с различными видами медиа и их образовательными возможностями: медиатексты, медиатворчество и медиообразовательные игры.
- Создать предметно-развивающую среду для применения средств медиатворчества (медиатека, комплекс игр, игровых заданий и атрибутов к ним, информационные сообщения для родителей, медиаоборудование).
- Сформировать атмосферу значимости медиаграмотности всех участников образовательного процесса.
- Развить творческие способности детей, через совместное создание мультипликационных фильмов.
- Изучение литературы, интернет сайтов по вопросу «Что такое медиаграмотность?»
Наше время отличается стремительностью, диктует новые формы повышения качества образования. Одной из новых форм является создание образовательного пространства, в котором ребенок сможет раскрыть и развить свои способности на основе сотрудничества со сверстниками и взрослыми. Фундаментальными составляющими такого образовательного пространства являются возможность и целесообразность воспитания разносторонне развитой личности, реализации творческих интересов и способностей, развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.
В связи с тем, что мы живем во время информационных технологий, и цифровая техника уверенно вошла в нашу жизнь, хотим мы того или нет, нам приходится осваивать культуру общения в цифровом информационном поле. Постоянными партнерами, осваивающими данное информационное пространство, являются наши дети. Из-за физиологических особенностей дети дошкольного возраста воспринимают цифровые приборы как игрушки, хотя они являются средствами и мощными инструментами открытия другого мира – мира информации. Основными механизмами развития ребенка являются игра, общение, познавательно-исследовательская деятельность.
Телевидение и журналистика для детей является особым социальным институтом и выполняет определенные функции: информационную, воспитательную, образовательную, познавательную, и функцию социализации.
Таким образом, стремительное внедрение в учебный процесс современного оборудования, наличие видеотехники и компьютеров сделали анимацию доступным и универсальным средством развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
На первом подготовительном этапе работы в сентябре месяце 2021 года осуществлялось: изучение программ использующихся для создания видеоинтервью;
- знакомство с образовательными возможностями различных видов медиа, какие из них наиболее применимы в работе с детьми дошкольного возраста.
- знакомство с разными методами создания видео: рисованные, перекладные, предметные;
- знакомство с техниками анимации: коллажная анимация, меловая анимация, лего-анимация, пиксиляция;
- анкетирование родителей, опрос детей.
На следующем практическом этапе работы с октября по март учебного года проведены следующие мероприятия:
- Создание медиатеки.
- Выбор темы для видеоинтервью.
- Изготовление атрибутов для проведения сюжетно-ролевых и дидактических игр.
- Написание медиатекстов, сценариев. Иллюстрирование, подбор материала для сьемки видеоинтервью.
Пошаговое выполнение работы по созданию видеоинтервью:
- Создание сценария для интервью и раскадровка.
- Придумывание и рисование героев фильма и декорации сцен, на которых будут происходить действия фильма.
- Подготовка к съемке .
- Подбор способа озвучивания фильма в соответствии со сценарием.
Смонтирован фильм.
На третьем заключительном этапе в апреле-мае были созданы видеофильмы «Дедушки и бабушки - наше золото», «Осень в гости просим», «Независимость глазами ребёнка», «Конкурс чтецов», «Цвети мой Казахстан».
«Формирование предпосылок основ инженерного мышления, развитие конструктивных навыков, умений и способностей у детей дошкольного возраста»
Цель: Создание технико-игровой интерактивной среды для развития навыков конструирования, робототехники у детей 4-5 лет.
Ожидаемый результат:
Развитие конструктивно-технических навыков и умений у детей дошкольного возраста, воспитание интереса к техническим видам творчества.
Работа с различными видами конструктора позволяет ребенку исследовать мир через игру.
Инженерное мышление – это особый вид мышления, формирующийся и проявляющийся при решении инженерных задач. Объединяет различные виды мышления: логическое, творческое, наглядно-образное, практическое, теоретическое, техническое. Главные из перечисленных видов мышления – творческое, наглядно-образное и техническое. Все они начинают формироваться в дошкольном возрасте.
В детском конструировании выделяются два типа: техническое и художественное.
К техническому типу конструкторской деятельности относятся: конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы); конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; конструирование из крупногабаритных модульных блоков.
Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения.
Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому развитие мелкой моторики имеет большое значение для развития ребенка.
Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики рук детей в играх со льдом, способствует формированию предпосылок инженерного мышления.
Таким образом, стремительное внедрение в учебный процесс предпосылок основ инженерного мышления, развитие конструктивных навыков, умений и способностей у детей дошкольного возраста.
На первом подготовительном этапе работы в сентябре месяце 2021 года осуществлялось: составление плана;
На следующем практическом этапе работы с октября по апрель учебного года проведены следующие мероприятия:
- Открытие кабинета робототехники.
- Повышение Икт-компетентностей педагогов-дошкольников .
- Проведен педагогический совет «Внедрение элементов робототехники в образовательный процесс дошкольной организации»
- Памятка для родителей «Что такое ЛЕГО конструирование?»
- Консультация «LEGO конструирование и робототехника как средство развития технического творчества детей
- Мастер класс для педагогов «Формирование конструктивных способностей у детей дошкольного возраста».
- Были проведены открытые занятия по теме: «Путешествие в Зоопарк», «Роботтар әлемі».
- Статья в Учителскую + по теме «Қызықты роботтар әлемінде»
На третьем заключительном этапе в мае была проведена выставка по теме: «Роботы глазами детей»
Таким образом, созданные условия в ДО, способствуют организации творческой продуктивной деятельности дошкольников в образовательном процессе, позволяя заложить на этапе дошкольного детства начальные технические навыки, осуществить начальное инженерно-техническое образование детей дошкольного возраста в ДО.